Холодная волна
«Холодная волна» покорила гламурных модниц Европы и Америки в 20-х годах прошлого столетия. По одной из версий, автором волнообразной укладки был знаменитый парижский парикмахер Антуан — Антоний Сиерпликовский, выходец из бедной семьи польских эмигрантов.
Легенда гласит, что он создал «холодную волну» для звездной танцовщицы Жозефины Бейкер. Но настоящим хитом «S-локоны» стали после выхода фильма «Джентльмены предпочитают блондинок», главную роль в котором сыграла Рут Тэйлор. Дамы начали массово требовать в парикмахерских укладку, как у главной героини.
В СССР «холодная волна» пришла в 1940 году, после включения в состав союза стран Прибалтики. Получив доступ к мировым тенденциям, советские модницы оценили красоту гламурных волн кинодивы Риты Хейворт. Пик популярности холодной укладки в СССР пришелся на 60-е.
Создание модной прически требовало от парикмахеров подлинного мастерства. Для фиксации использовали состав из сладкого сиропа и отвара семян льна.
Парикмахер зажимал пальцами волосы, обработанные составом, фиксировал их с помощью шпилек, укладывая локоны в переменных направлениях в форме волны. Когда состав высыхал, шпильки снимались, а руки мастера завершали волнообразную укладку.
Читайте также: Мезотерапия или плазмолифтинг: что лучше
В советское время «волны» делали преимущественно на короткую и среднюю длину волос, с пробором и без.
Сегодня ретро-укладку делают для торжественных случаев на любую длину волос, но особенно популярна она среди невест.
Цвет как знак протеста
Во время протеста Extinction Rebellion, который проходил в Великобритании в октябре этого года, мастера салона Bleach London черным цветом нарисовали символ организации на кислотно-желтом «ежике» одного из участников движения ненасильственной борьбы с климатическими изменениями. Теперь уже признанный по всему миру логотип Extinction Rebellion представляет собой круг, олицетворяющий нашу планету, и песочные часы, что означает: у нас осталось совсем мало времени.
«В отличие от моды, прически — гораздо более доступный способ приобщиться к тренду или визуально соответствовать группе, с которой вы себя идентифицируете, — говорит Гибсон. — Даже если у вас нет денег на наряд Vivienne Westwood, с помощью обычной бритвы и недорогой краски для волос вы всегда можете показать миру, что тоже являетесь частью панк-движения».
Свою позицию при помощи цвета попыталась выразить участница Pussy Riot Надежда Толоконникова. В 2020 году на Болотной площади в Москве ее арестовали во время проведения акции в поддержку женщин-заключенных. Надя, некогда сама сидевшая в тюрьме, перекрасила половину волос в темно-бирюзовый, совпадающий с цветом тюремной формы, в которую она сама была когда-то одета.
View on Instagram
«Волосы могут буквально быть холстом для политических заявлений, — продолжает Гибсон. — В XVIII веке француженки крепили к своим громоздким парикам модели кораблей и флагов, чтобы выразить поддержку своей стране в морских баталиях». В 2020 году продемонстрировать солидарность посредством прически решилась Мерил Стрип. На церемонию вручения наград «Оскар» она пришла с низким пучком, закрепленным заколкой с надписью #TimesUp, отдав дань уважения активисткам движения против сексуального насилия.
Мерил Стрип на премии «Оскар», 2018
«Прическа красавицы», 1778
Каре «под нитку»
Первой модницей с «каре», память о которой сохранилась в истории, была легендарная древнеегипетская царица Клеопатра. Но только в 20-х годах прошлого века «каре» обрело популярность у женской половины человечества.
Это было время радикального изменения женского стиля. Дамы осваивали короткие стрижки, отняли у мужчин брюки, стали открыто пользоваться косметикой и щеголять в коротких юбках. Это была не просто мода, а вызов традиционным патриархальным ценностям, символ эмансипации и новой социальной позиции женщин как в Европе, так и в СССР.
К началу 30-х годов в моде были разные вариации «каре», но самой стильной считалась стрижка «под нитку». Пряди подстригались для того времени революционно коротко – не ниже ушных мочек, челка и боковые пряди образовывали углы в форме большой буквы «П».
«Каре», войдя в моду, прочно заняло место в топе популярных стрижек. Сегодня существует более 200 вариантов – ассиметричные, плоские, объемные, с челкой и без, двойные, косые, каскадные и т.д. Современные модницы часто обыгрывают классическое «каре под нитку» оригинальным окрашиванием.
Мода 40-х годов XIX века
Смена моды в 40-х годах XIX века и создание нового эстетического идеала происходило, как всегда, в прямой зависимости от всех проявлений общественной жизни. Огромный успех романов Диккенса, на страницах которых он населил портретами хрупких и нежных женщин, трогательно смотрящих на мир огромными глазами, сформировал в умах читателей сентиментально-прекрасный образ. А романы Жорж Санд, занимавшие умы проблемой свободы женщины, и повести Тургенева заставили общество новыми глазами взглянуть на женщину-человека, на ее духовный и моральный облик. Тем временем открытие железнодорожного сообщения между странами, пароходного сообщения между Новым и Старым Светом и изобретение телеграфа как нельзя лучше способствовали быстрому обмену общественного мнения, ускоренному темпу производства и торговли, а следовательно, распространению моды и развитию ее практических сторон. Борьба женщин за равноправие, превратившись в международное движение, в свою очередь помогала опрощению и строгости костюма, а также сближению с некоторыми практическими формами мужской одежды.
Портрет М. А. Бек. Художник Карл Павлович Брюллов, 1840 год Национальная галерея Армении, Ереван
Легкость и «веселость» силуэта 30-х годов сменяет хрупкий и нежный рисунок костюма 40-х годов. Исчезли огромные рукава, пышные банты и легкомысленные постижи причесок; волосы расчесаны на прямой пробор, приглажены щеткой и спускаются локонами по обе стороны лица. Тонкая шея и покатые, низко опущенные плечи плавно заканчиваются узким рукавом. Стан заключен в длинный, изящный корсет и как стебель опускается на чашечку юбки, мягкие косынки ложатся на узкие плечи, а шляпы-кибитки прикрывают томный профиль.
В то же время эмансипация получает выражение в «равноправии» костюма: женщины на обоих континентах начинают попытки проведения реформы, добиваясь права наравне с мужчинами носить брюки, чем и вызывают ярость и бурные нападки реакционно настроенной печати. Писательница Аврора Дюдеван, взявшая мужской литературный псевдоним Жорж Санд, официально появлялась в мужском туалете, что довольно подробно описано обозревателем «Литературного прибавления»: «…Костюм ее составляли брюки из красного кашемира; широкий халат из темного бархата и вышитая золотом греческая феска. Она лежала на кушетке, обитой красным сафьяном, и крошечные ее ножки, свесясь на роскошный ковер, играли с китайскими туфлями, которые она то надевала, то сбрасывала. В руках ее дымилась пахитоска, которую она курила с удивительной грациозностью…»
Верховая езда и костюм амазонки стали обязательными в определенных кругах общества. Этот костюм обычно наделялся элементами мужской одежды от шляп до жакета. Бравада смелостью, стрельба из пистолета, верховая езда, курение были проявлением «модной» свободы.
На современной сцене в костюмах 40-х годов идут инсценировки Достоевского, Тургенева, Бальзака, Гюго («Отверженные»).
Елизавета Павловна Салтыкова, урожденная Строганова Работа художника Карла Брюллова, 1841 год
Женские костюмы требуют обязательного корсета или лифа платья, где в швы вставлены косточки. Только затянув грудную клетку и талию, можно добиться трогательной женственности, которая необходима исполнительницам ролей героинь Диккенса, Тургенева, Достоевского («Кроткая»). В театральной практике для силуэта 40-х годов часто заставляют актрису надевать несколько нижних бязевых юбок с большим количеством оборок. Это тяжело и затрудняет плавность движений. Теперь можно обойтись спасительным поролоном, нашив из него на нижнюю юбку несколько валиков. На самом деле в подлинных нижних юбках 40-х годов пришивались в несколько рядов ватные руло, что давало желаемый эффект и не было громоздким.
Что до мужской моды, то она, как уже было сказано, не отставала от женской по своим силуэтным формам : фраки и сюртуки, которые стали униформой мужчин, потеряли буфы на рукавах, высокие стоячие воротники и приобрели вид, который без особого изменения продержался до конца века. В мужском костюме преобладал черный цвет, и сюртуки этого цвета надевали с темными гладкими или в клеточку брюками, цветные же сюртуки – со светлыми гладкими и цветными клетчатыми брюками. В жилетах, так же как и в галстуках и носовых платках, безгранично царил рисунок клетки.
Вообще с этой поры пестрота в мужской одежде считается признаком дурного вкуса и все многоцветие отдается дамским нарядам. Тургенев, будучи большим эстетом, пользовался для визитов синим фраком с золотыми пуговицами в виде львиных головок, серыми клетчатыми панталонами, белым жилетом и цветным галстуком.
Необходимыми атрибутами, без которых немыслим хорошо одетый мужчина, были трости тонкие с круглым набалдашником, толстые бамбуковые и деревянные, «бальзаковские». На прогулке не занятые тростью и не поддерживающие даму руки закладывали в карманы редингота, сюртука или за спину. Это очень важно знать, так как нередко у актера руки бывают «лишними», и он не только сам не знает, куда их девать, но и ежеминутно напоминает зрителю, что они у него есть.
Даже при хорошем зрении надо было иметь складной лорнет – золотой, бронзовый или черепаховый. Его носили на цепочке на шее и закладывали за вырез жилета или в горизонтальный карман на брюках чуть ниже пояса (например, на балу при узких панталонах), а также прикрепляли к пуговице фрака. В начале 1840 года входит в моду монокль – стеклышко прямоугольной формы в черепаховой или бронзовой оправе. Его также носят на шнурке или цепочке, прикрепляя к верхней пуговице фрака или сюртука. Употребление монокля выработало и модный жест обращения с ним : нужно было суметь поднять надбровную дугу и «принять стекло», а затем небрежным движением выбросить стеклышко из глаза… В 1847 году появилось пенсне – «двойной лорнет с пружинкой, защемляющей нос». Существовали уже и очки в металлической или роговой оправе.
В это время входят в моду бисерные кошельки (т. е. вышитые бисером), голубые, с узорами, и бисерные цепочки для часов. На бисерных цепочках носили часы в жилетных карманах. Концы галстука скалывались на груди булавками с жемчужиной, камеей или драгоценным камнем на конце. Последней «вольностью» были пуговицы на рубашках и жилете, которые делались либо из подлинных драгоценностей, либо из подделок под жемчуг, золото и бриллианты. Это было все, что общепринятый обычай разрешал носить мужчинам. Теперь отличия в одежде могли сказаться в чудачестве или в проявлении консервативного вкуса (старомодный картуз на голове, провинциальный архалук, любимая венгерка или мундир отставного вояки). Мужские наряды становятся черным фоном для пестрой и разнообразно одетой толпы женщин.
Далее ► Мода 50-х годов XIX столетия
Главная ► Мода и история театра
Твигги
В 60-х годах в Советском союзе стрижка «гарсон» была ультрамодной. В Европе прическа «под мальчика» появилась в первой половине 20-х годов. Своей популярностью она обязана книге Виктора Маргарита «La Garconne», опубликованной во Франции в 1922 году. Образ жизнерадостной женщины-мальчика с угловатой фигурой и коротенькой стрижкой становится культовым.
Советские дамы полюбили «гарсон» благодаря символу революционной моды шестидесятых, Лесли Хорнби, больше известной, как Твигги.
Читайте также: Разбираемся, как убрать ниткой волосы с лица? Правила тридинга
Хрупкая фигурка, «гарсон», огромные глаза с густо накрашенными ресницами произвели неизгладимое впечатление. Твигги подражали в стиле одежды, аксессуарах и, конечно же, в отличительной черте – задорной мальчишеской стрижке.
В Советском Союзе «мальчуковая» прическа, несмотря на борьбу с враждебной западной идеологией, нашла многочисленных почитательниц не только среди городских модниц, но и в рабоче-крестьянской среде.
В классическом варианте большая часть прядей укладывалась на одну сторону, также популярны были аккуратные укладки с пробором и четко выстриженными висками. Впрочем, на улицах городов-миллионников можно было встретить дам с нарочито небрежной укладкой.
Сегодня «гарсон» остается в тренде. Существует множество вариантов ретро-стрижки и укладки, которые удовлетворят самых взыскательных клиентов.
«Химия»
Чтобы стать похожей на героинь кинофильмов 40-х годов, советские женщины делали аппаратный перманент. В СССР первые аппараты для электрической и паровой завивки появились после 1936 года. В московских парикмахерских очередь на процедуру расписывалась на недели вперед, хотя перманент был довольно опасен для здоровья волос.
Холодная химическая завивка вошла в парикмахерскую практику в 1955 году. Новый способ создания объемных вьющихся локонов быстро завоевал популярность, но окончательно вытеснить перманент не сумел. Вплоть до 70-х годов в дамских салонах можно было сделать как «химию», так и «перманент».
Эффект «кудрявости» аппаратного перманента сохранялся до 6 месяцев, «химия» долгого срока красоты не гарантировала. Слишком многое зависело от мастерства парикмахера, качества химического состава и структуры волос.
Увы, но желание обрести заветные локоны часто заканчивалось разочарованием: вместе с деревянными «палочками» с головы снимались пережженные пряди, оставляя безобразные проплешины.
После неудачных процедур волосы продолжали «лезть» еще несколько недель. Более мягкая по воздействию «химия» появилась в 1970-х. «Химические локоны» оставались любимой прической отечественных модниц вплоть до начала 90-х.
В современном исполнении химическая завивка наиболее щадящий вариант. Кроме того, сегодня существует более десяти технологий, некоторые из которых также работают на укрепление и восстановление волос.
В августе 44-го, 2001
Жанр: боевик, триллер, драма, детектив, военный
Рейтинг IMDb: 7,5
© Кадр из фильма «В августе 44-го» (2001)
Лето, 1944 года. До Великой победы в войне еще какое-то время. Белоруссия уже освобождена, но с ее территории выходит в эфир группа лазутчиков, которые передают немцам информацию о советских войсках. На поиски шпионов отправляется отряд разведчиков во главе с офицером СМЕРШа. Этот фильм про войну 1941-1945 годов и разведчиков считается наиболее правдивой кинолентой, в которой очень хорошо показаны быт и жизнь контрразведчиков.
Косы и плетение
В период Второй мировой войны парикмахерские массово закрывались, поэтому женщины начали отращивать волосы. В моду постепенно вернулись традиционные косы и плетения. Улицы заполнили строгие «пучки», «гульки», сексуальные тугие кольца над лбом, практичные и женственные «корзиночки», «бараночки».
Прически украшали ленточками, бантами, яркими платками. А две косички с бантиками на несколько десятилетий стали дресс-кодом советских школьниц.
Сегодня косы возвращаются в моду, но в современном исполнении в плетение добавляются этнические мотивы.
Популярные стрижки и укладки
Огромной популярностью того времени являлся стиль роковой женщины. Именно этот образ считался совершенством и был присущ всем голливудским звездам 40-х и 50-х годов. Стилизованный эффект создавался благодаря аккуратно закрученным прядям от середины локонов до их кончиков. В моде был в то время классический пучок. Довольно часто девушки создавали прическу каре, понимая необходимость ежедневной укладки волос завитками. При этом не было необходимости красить волосы в яркие оттенки: модным был естественный цвет волос.