Рококо и барокко – в чем разница?
Барокко – это очень популярный стиль в архитектуре и искусстве, который зародился в Италии и получивший максимальное распространение в крупных европейских городах в XVII-XVIII веках. Само название данного направления переводится, как «причудливый» или «тяготеющий к излишествам», и он полностью соответствует своему названию, особенно, если сравнивать данный стиль с другими, более ранними направлениями в архитектуре и дизайне.
Рококо возник позднее, его родиной считается Франция первой половины XVIII века, и максимальное отражение данный стиль нашел в первую очередь в дизайне и оформлении интерьеров. По сути, он является продолжением, переосмыслением барокко.
Его характерными чертами являются:
- максимальная декоративная нагрузка интерьеров;
- мифологические орнаменты и мотивы;
- изысканность и декоративность;
- грациозность орнаментов;
- стремление к максимальному комфорту людей.
Отличие барокко от рококо в архитектуре
Рассматривая барокко и рококо в архитектуре, необходимо знать, что из себя представляют эти стили. Для архитектуры барокко характерны максимально сложные формы, склонные к излишней вычурности и напыщенности, изящные линии, общая праздничность и пышность. Здания барокко отличаются громадными размерами, они призваны отразить высокое положение, достаток своего владельца. Если речь идет о зданиях общественного назначения, религиозных или государственных, то они призваны отразить успешность и статус страны, чем пользовались многие государи ушедших эпох.
Отличие барокко от рококо заключается в активном использовании самых разных украшений, призванных подчеркнуть красоту зданий, архитекторы применяют классические приемы: колонны, лепнина, пилястры, арки и многие другие детали, придающие зданию монументальность, делающие его заметным и ярким.
Читайте также: Какая прическа подойдет с широким лбом. Большой лоб – небольшая проблема
Стиль рококо от барокко отличается тем, что он уже не такой парадный, строгий и холодный. В отличие от тяжелых, монументальных, напыщенных, а порой и скучных форм и деталей, характерных для барокко, в рококо применяются легкие решения. Такая архитектура отличается приветливостью и даже игривостью. При планировании намного меньше заботятся о сочетаемости и целесообразности используемых форм, избегается строгая симметрия, что порой граничит с настоящим произволом – некоторые здания выглядят крайне нестандартно и необычно.
Разница между барокко и рококо в том, что в последнем архитектурном стиле почти полностью исчезают прямые линии и плоские поверхности, их стараются задрапировать фигурной облицовкой. При этом архитекторы отходят и от привычных форм и размеров конструктивных и дизайнерских элементов. Колонны меняют свою форму, иногда укорачиваются или удлиняются, а в других зданиях и вовсе винтообразно скручиваются, чего нельзя представить в здании в стиле барокко.
Рококо от барокко отличается и практически повсеместным использованием декора. В помещениях такого здания практически отсутствуют пустые пространства и поверхности, все доступное место стараются декорировать лепниной, орнаментами, которые состоят из многих и сложных деталей, включают завитки, схожие с ветвями и листьями деревьев, щиты, маски, цветочные гирлянды, морские раковины и т. д.
Как сделать прическу в стиле Марии Антуанетты
Будучи королевой, Мария Антуанетта посвящала все свое свободное время изобретению новых нарядов и причесок совместно с личным, талантливым парикмахером Леонаром Боляром. Дуэт совместного творчества и бурной фантазии подарил миру роскошные прически, составляющие единое целое с головными уборами, а также шедевр «а-ля фрегат» в честь победы фрегата «Ля Бэль Пуль» над англичанами. Укладка напоминала по форме корабль с парусами и пользовалась большой популярностью у придворных дам.
Рассмотрим схему создания одной из причесок Марии Антуанетты, самой простой в исполнении, но не менее величественной и громоздкой.
- Расчесываем волосы и устанавливаем на макушке проволочный каркас, внутри которого с одинаковым успехом можно поместить как вату, так и маленькую подушку. Каркас должен быть устойчивым и мягким, дабы не доставлять неудобств обладательнице прически.
- Далее поднимаем волосы и полностью закрываем ими основу прически, используя невидимки и заколки.
- Подняв наверх все пряди, фиксируем их там резинкой и создаем подобие пучка. Нижние пряди можно завить и уложить каскадной волной локонов.
- Украшается прическа обычно перьями, цветами, бусами и фиксируется лаком. Создать такую укладку могут только женщины с длинными волосами одной длины. В качестве альтернативы используются накладные и искусственные волосы.
В современной жизни прически 18 века находят свое отражение в необычных дизайнерских работах, представляемых на выставках как впечатляющие шедевры парикмахерского искусства, дополненные современной техникой исполнения и средствами укладки волос. Примером тому явилась выставка парикмахера-стилиста Тоно Санмартина, создавшего 14 работ из волос в стиле 18 века, изюминкой которого стало разноцветное рококо укладок и локонов.
Прически 18 века, несмотря на некую вычурность и театральность внешнего вида требовали огромного мастерства и профессионализма их создателей. Затейливые конструкции из волос говорят о тонком вкусе и неординарной фантазии мастеров того времени, об особой технике укладки, стрижки и завивки волос. Эпатажность причесок канула в небытие, но технология их создания стала основой для последующего развития парикмахерского искусства.
Чем отличается стиль барокко от рококо на примерах архитектуры Санкт-Петербурга
Оба описываемых стиля нашли очень широкое применение в архитектуре многих европейских городов. Такие сооружения можно встретить во Франции и в Италии, в Германии и Нидерландах, и конечно, в нашей северной столице – в Санкт-Петербурге. Рассмотрим несколько примеров стиля, с которыми каждый желающий может ознакомиться лично при посещении СПб.
Здания барокко в СПб
Отличие барокко от рококо отлично видны на примерах архитектуры Санкт-Петербурга. Яркими представителями барокко в городе являются:
- Летний дворец Петра I.
Летний дворец Петра I
Двухэтажное каменное здание построено в 1714 году на голландский манер по проекту Трезини. Объект характеризуется изысканными фасадами, украшенными терракотовыми барельефами с изображениями прошедших под руководством Петра сражений. Внутренняя планировка достаточно проста, и по мнению многих не соответствовала статусу и достижениям первого русского императора. - Палаты Кикина.
Палаты Кикина
Один из самых старых домов СПб, выстроенный для Александра Кикина – соратника Петра Великого. Это двухэтажное сооружение впоследствии многократно перестраивалось и изменялось, но и сегодня оно является отличным образцом петровского барокко.
Парикмахерское дело эпохи Рококо (1715 — 1789 гг.)
Наступило время Людовика XV. Если проследить его жизнь и жизнь его внука Людовика XVI, а также жизнь их жен и метресс, мы увидим, что в это время парикмахерское ремесло достигло своего кульминационного пункта. Ведь жена Людовика XVI, Мария Антуанетта, незадолго до конца этого периода до того подняла значение прически в моде, что ей беспрекословно подчинялось все другое.
Рис. 5 Маленькая пудреная прическа 1725 г. в исполненнии Р. Лебен, Бланкенбург-Гарц
Читайте также: От чего зависит форма черепа человека
Ранний рококо
(с 1717 приблизительно до 1750 г.).
Рис. 6. Прическа эпохи раннего рококо в исполнении саксонского мастера Ганса Кюн, Хемниц
Рис. 7. Прическа рококо в исполненнии многократного саксонского мастера В. Курт, Лейпциг
Эпоху барокко сменила эпоха рококо. Этому художественному стилю вычурные и изящные формы придавали отпечаток грации и легкомыслия. Стиль рококо имел также большое влияние на дальнейшее развитие моды причесок. Высокие, перегруженные, неестественно выглядевшие прически «герцогини Фонтанж» уступили место маленьким изящным прическам. Типичной прической перехода от барокко к рококо была прическа графини Козел, возлюбленной саксонского курфюрста Августа II Сильного. Красивые легкие локоны обрамляли переднюю и боковые части головы, тогда как ее задняя часть была гладкой и только самый затылок обрамляли также локоны, причем справа и слева свешивались на плечи крупные висячие локоны.
Другой представительницей моды причесок этой эпохи была Мария Лещинская. В 1725 году она вышла замуж за французского короля Людовика XV и таким образом стала диктовать моду во Франции. Ее прическа имела большое сходство с вышеописанной. Изящные локоны обрамляли лицо, а украшением передней части головы служила жемчужная диадема, тогда как маленькая пряжка служила переходом от гладкой задней части головы к локонам на затылке. Висячие локоны по сторонам были также принадлежностью этой прически.
Между 1725 и 1740 гг. появилась в разных вариациях пудреная прическа. В противоположность прическе Лещинской, волосы стали пудрить, причем лобовую сторону прически зачесывали отчасти вверх. Завершались эти прически крупными трубчатыми локонами. Но нам знакомы также и прически, у которых волосы с затылка перекладывались через темя вперед, туго завязывались здесь и закреплялись. Поверх этого завивались впереди легкие роликовые локоны, создавая, таким образом, гармоничную линию прически (рис. 5, 6 и 7).
Рисунки 8. Чертеж деталей к малой пудреной прическе
Рисунки 9. Чертежи деталей к малой пудреной прическе
Рисунки 10. Чертежи деталей к малой пудреной прическе
Рисунки 11. Чертежи деталей к малой пудреной прическе
Маленькая пудреная прическа является по выбору и теперь предметом экзамена на мастера. При ее выработке она имеет то преимущество перед прической «принцессы Ламбаль» эпохи позднего рококо, что тут можно применять как собственные волосы клиентки, так и пряди искусственных волос. Лучше всего подходят для этой прически волосы длиной до плеч. Конечно, волосы должны быть соответственным образом подстрижены, причем правильное филирование (разрежение волос вырезыванием) концов волос является очень важным для закладки папильоток. Сначала вырабатываются кружевные украшения, в виде плиссированных складочек, затем прикрепляется пряжка или брошь с имитацией драгоценных камней и султанчиком посредине. Рисунок 8/а показывает распределение волос передней части головы от одного уха до другого. Рисунок 8/6 показывает выработку этой передней части волос. Здесь ясно видна форма обеих сторон передних локонов на лбу. Остальные волосы укладываются аккуратными завитушками. Волосам на затылке придается легкая волнистость, причем их концы папильотируются, обрамляя и тыльную часть головы завитушками.
Для того чтобы сделать типичные для этой прически роликовые локоны, мы захватываем две завитушки передней партии и расчесываем их.?
Рис. 13. Малая пудреная прическа 1725 г.
Рис. 12. Вид сзади малой пудреной прически
Рисунок 8/в показывает следующую за этим тупировку этой пряди. На рисунках 9 и 10 можно видеть положение рук при обчесывании пряди. При этом очень важно, чтобы это делалось снаружи аккуратно и гладко, без сглаживания их внутренней тупированной части. Средний палец левой руки и ручка щетки в правой руке придают пряди форму спиральной трубки. На рисунке 11 видно, как кончики пальцев правой руки охватывают локон для того, чтобы легким вытягиванием его назад при одновременном вращении вправо придать ему желаемую форму. Висячие локоны изготовляются большей частью из искусственных волос.
После папильотирования, т. е. завивки на папильотках, вырабатываются висячие локоны, для того чтобы затем распущенными они спадали вниз — (рис. 12 и 13).
Чтобы избежать неприятных «сюрпризов», искусственные части прически прикрепляются особенно тщательно.
При завивке задней части головы нужно стараться придерживаться малых форм и локоны делать не слишком по-модному. К сильно, но равномерно напудренной прическе прикрепляются затем украшения. Маркиза Помпадур, родившаяся в 1721 году, была любовницей короля Людовика XV. Будучи честолюбивой, она постоянно появлялась в?
новых прическах. При помощи ее парикмахера Даже это ей всегда удавалось, и за разнообразие создаваемых причесок оба они пользовались большим успехом. Эти прически очень подходили к тогдашнему понятию о жизни. Они выглядели изящно и привлекательно, так что еще и сегодня каждый восторгается видом этих причесок. Нам знакомы портреты маркизы Помпадур в шляпе с характерной пастушеской прической, а также и в не пудренных прическах с локонами, шиньонами и косами. В последние годы ее влияния ее парикмахер развил новый вид более высокой прически. Эта ее высокая, пудреная прическа с локонами на голове и по сторонам, которую она носила украшенной драгоценным жемчугом, перьями и лентами, показывает ясно переход к позднему рококо.